Удобно расположившись за столом напротив дедушки, маленький Ослик открыл коробку с шахматами. Шахматные фигуры долго ждали этой минуты, ведь они уже залежались в коробке без дела и мечтали размять косточки... «Ну что, мой маленький Ослик, приступим, - сказал дедушка и потёр ладони. - У каждого игрока одинаковое количество фигур, и мы сегодня познакомимся с ними». «Самая главная фигура в шахматах - король», - дедушка показал внуку двух королей, белого и чёрного. И добавил: «И хоть он очень важный и самый высокий, но слабый и нуждается в защите, как самый настоящий король». Маленький Ослик внимательно слушал и рассматривал эти загадочные фигуры. «Следующая по значимости фигура называется ферзь или королева, - продолжил дедушка. - Посмотри внимательно на короля и ферзя, они очень похожи, но королева ниже ростом, как, например, твоя мама ниже папы, и у королевы на голове небольшой круглый шарик, как будто она надела шапочку с помпоном». Маленький Ослик представил настоящую королеву в смешной шапочке и рассмеялся, и дедушка - тоже. А Ослик подумал, что дедушка становится настоящим фантазёром. Затем дедушка взял сразу две фигуры, но когда он показал их внуку, маленький Ослик заметил, что они одинаковые. «Это ладья, - сказал дедушка и, заметив в глаза внука вопрос, добавил. - В игре участвуют две ладьи». Дедушка предложил Ослику подумать, на что похожа эта фигура. Маленький Ослик сразу представил высокую башню из сказки про Рапунцель, и как принцесса опускает свои длинные волосы, и как красивый принц взбирается по ним на самый верх... «Эта фигура похожа на башню», - ответил радостный Ослик. «Ты прав, - дедушка был доволен. И Ослик узнал от дедушки новое слово - ассоциации. Он делал эти ассоциации много раз, ведь Ослик всегда фантазировал, но просто не знал, что это так называется. А дедушка объяснил, что ассоциации нужны для того, чтобы лучше запоминать, и если Ослик сравнит тот предмет, который ему нужно запомнить, с чем-то другим, похожим, то быстрее запомнит. «Ну вот, теперь ты можешь отличить короля, ферзя и ладью от других фигур. Идём дальше...» - дедушка был настроен решительно, да и маленькому Ослику не надоело слушать и запоминать, видимо, у него всё-таки есть немного усидчивости, о которой так твердила мама. «Название следующей фигуры, думаю, запомнится тебе легко и без ассоциаций, - взял в руку фигуру дедушка. - Это слон». Маленький Ослик улыбнулся, всё-таки он представил дядюшку Слона, большого папиного друга и подумал: «Да, как такого не запомнишь!» А дедушка продолжил: «В начале игры у каждого игрока по две фигуры слона. Посмотри внимательно, кого напоминает тебе эта фигура?» Ослику нравилось играть в ассоциации: «Так, на настоящего слона точно не похожа... Наверное, это человечек с помпоном на голове и вокруг шеи - широкий круглый воротник, и похож на королеву, только пониже ростом», - придумал он. Дедушке понравился его ответ. «Ну вот мы и дошли до Коня», - сказал он. «Доскакали!» - исправил дедушку внук, выскочил из-за стола и показал, как это - доскакали. Конечно, он хотел изобразить коня, но больше у него получился смешной маленький Ослик. В комнату вошла мама: «Правильно, порезвись немного, а то засиделся за столом». Как сказала бы бабушка, смена деятельности никому не помешает, особенно маленьким детям. А она это точно знает, ведь в детском саду, где бабушка работает, дети тоже занимаются, а потом бегают, прыгают, короче активно двигаются... После небольшого отдыха маленький Ослик был готов к дальнейшему изучению шахматных фигур, да и дедушка немного вздремнул, облокотившись о стол, пока внук развлекался. «На чём мы там остановились? - начал вспоминать дедушка, когда внук снова удобно расположился на стульчике. - Ах да... конь. В начале игры у игроков по два коня, а узнать эту фигуру проще простого: лошадиную голову ни с чем не спутаешь!» «И правда!» - Ослику конь понравился, он взял его в руки и сразу представил себя сказочным принцем на белом коне, скачущим спасать принцессу Рапунцель... «Ну вот, осталась последняя шахматная фигура - пешка», - дедушка взял одну фигуру из коробки. «Как последняя?» - удивился маленький Ослик, он готов был изучать ещё и ещё... Да-да, последняя, - повторил дедушка. - И хоть в коробке осталось ещё много фигур, это всё пешки: восемь у одного игрока и восемь у другого». «А зачем их так много?» - не понял маленький Ослик. «Потому что у короля должна быть большая армия, а пешки - это солдаты, готовые в любую минуту защищать своего короля», - объяснил дедушка. «Но они же маленькие! - удивился Ослик. - А почему у них такое название?» «Пешка - от слов «ходить пешком». Она и похожа на солдата с каской на голове», - дедушка опять играл в ассоциации. Его рассказ о шахматных фигурах был такой интересный! «Мне хочется быстрей узнать, как эти фигуры расставлять на шахматной доске», - сказал Ослик. Конечно, маленькому Ослику не терпелось быстрей научиться играть в шахматы! Но дедушка сказал: «Поспешишь - людей насмешишь». «А дедушка тоже знает много умных фраз, - подумал маленький Ослик. И согласился с ним. Поэтому побежал играть с друзьями и делиться впечатлениями...
Комментариев нет:
Отправить комментарий