«Да, залежались вы в коробке! - сказал дедушка, сидя на лавочке в саду под старой липой. - Хватит отдыхать, пора заняться делом!» Но разговор с шахматами не ладился... Так удобно и долго они не лежали ещё никогда, и двигаться им ну совсем не хотелось... Маленький Ослик вздохнул, ведь он так мечтал расставлять эти загадочные фигурки на шахматной доске! «Давай им поможем! - предложил дедушка. - Сами расставим их по местам, а потом они как начнут играть! Посмотришь - их не остановишь!» Маленький Ослик кивнул, но он не знал, как правильно расставлять шахматы, поэтому ждал, когда это начнёт делать дедушка. Дедушка предложил Ослику сначала расположить белые фигуры, а потом - чёрные. «Чёрные фигуры поставить будет проще, ведь нужно просто посмотреть на белые и поставить напротив точно такие же. Но сначала нужно правильно положить доску, - сказал дедушка. - Внизу справа всегда должна быть белая клеточка». Маленький Ослик хоть и был ещё маленьким, но уже различал, где право, а где лево. В правой руке он держал ложку, когда ел суп, или зубную щётку, когда чистил зубы. «А теперь поставим белые фигуры в первый ряд, - сказал дедушка и стал объяснять дальше. - Самая первая белая клетка справа - это место ладьи, рядом с ней размещается конь, затем слон, король и ферзь». Дедушка брал каждую фигурку из коробки, последовательно размещал их на доске и продолжал: «Обязательно проверь, чтобы твой белый ферзь стоял на белой клетке. А дальше - опять слон, конь и ладья». Дедушка всё делал неторопливо, как в замедленной съёмке, чтобы маленький Ослик успел запомнить. С первого взгляда казалось, что расставлять фигурки на шахматной доске слишком легко, но выражение мордочки маленького Ослика говорило об обратном... «Наверное, я никогда не запомню...» - в голосе Ослика проскальзывает грусть. «Всему своё время, - дедушка настроен более оптимистично. - Не всегда всё получается с первого раза. Но скоро ты научишься делать это даже с закрытыми глазами». Первый ряд заполнен; белые, самые важные персоны, удобно устроились на своих клеточках. «А чёрные фигуры первого ряда давай расставим вместе!» - говорит дедушка. Маленький Ослик внимательно смотрит на белые фигуры... и первой справа, конечно, размещается чёрная ладья, за ней - конь, слон... Затем дедушка ставит короля и ферзя, а маленький Ослик внимательно следит, чтобы дедушка ничего не перепутал и поставил чёрного ферзя правильно - на чёрную клетку. Осталась самая малость - и Ослик находит среди лежащих фигур ещё одного слона, ещё одного коня и ещё одну ладью, и они тоже оказываются на поле боя. Пока всё складывается замечательно! Маленький Ослик радостно хлопает в ладоши! «Посмотри, какие фигурки у нас остались! Помнишь их название?» - спрашивает дедушка. «Это пешки! - гордо отвечает маленький Ослик. - Они много ходят пешком, поэтому их так назвали!» «Всё верно!» - подтверждает дедушка, а сам думает: «А ассоциации всё-таки действуют!» Вы же помните про это сложное слово «ассоциации», и как дедушка учил маленького Ослика запоминать названия шахматных фигур... «А пешки нам нужно расставить во втором ряду, в каждой клеточке, - сказал дедушка. - Они должны надёжно защищать шахматную знать и их свиту и рваться в бой первыми». Дедушка с внуком распределили обязанности: дедушка расставляет чёрные пешки, а маленький Ослик - белые. Это легко, и маленький Ослик быстро справился, даже обогнал дедушку. «Ну вот и всё, - дедушка посмотрел на шахматную доску. - Фигуры заняли свои места и готовы к игре». Маленький Ослик улыбнулся: «Наконец-то!» Но играть никто не торопился, потому что маленький Ослик хорошо усвоил правило дедушки - всему своё время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий